Лекция Эмоции
 
      ЭМОЦИИ
      Лекция прочитана в Виноградово  21 апреля 1999 г.
     
      Давайте начнем.
      Сегодня я хочу рассказать немножко об эмоциях. Что такое эмоции? Я, однажды, прочитал очень интересное определение слова - эмоции.
      ЭМОЦИИ - это способ с помощью которого человек или существо,  как бы, транслирует  или  передает  свое  намерение  физической вселенной. Кстати говоря, это определение дал Рон Хаббард.
      Вот у  вас  есть  какой-то человек,  какое-то существо, и он хочет создать какой-то эффект в физической вселенной. Давайте я приведу пример. Давайте например рассмотрим ребенка. Ребенок подходит к своей маме: "Мама,  мама, я хочу мороженое".  Это, как раз, тот самый способ, которым он выражает свое намерение в физической вселенной. Мама говорит: "Нет, ему нельзя давать сахара". Или, может быть, у нее нет денег.
      В общем, она говорит: "Нет." Тогда ребенок использует другую эмоцию, чтобы достичь той же самой цели. Ну, например он может сказать: "Я хочу мороженое!" (упрямо, в утвердительной форме).  А мама все еще говорит: "Нет." Тогда он начинает злиться, он кричит: "Дайте мороженое, дайте мороженое!" Мама все еще отвечает ему: "Нет." Если так происходит, то поведение ребенка меняется. Он говорит: " Если ты мне купишь мороженое, то я всегда буду очень, очень хорошим, послушным." Она все еще говорит ему: "Нет." Тогда он начинает плакать: "Ну, дай мне мороженое."      И в конце концов он говорит: "Да и черт с ним. Не хочу я никакого мороженого." И уходит.
      Все эти вещи - это эмоции.  У нас здесь есть ШКАЛА ТОНОВ (снимает со стены лист Шкала тонов).  Здесь изображено несколько больше эмоций, чем те,  которые я описал.  Вот 4,0 - это энтузиазм.  И вот эта шкала, она идет дальше вниз до апатии. Обычно человек начинает,  находясь достаточно высоко на шкале.
      Например, когда он начинает какой-то новый проект. Он принимается за этот  проект с  большим  количеством  энтузиазма. Это, как раз, та самая эмоция,  которая  действительно  говорит о том, что он действительно живой. Он начинает работать. Он работает, работает, работает... потом смотрит на часы,  уже пять часов утра.  Он думает:  "Так,  нужно поспать, пожалуй." Он пытается заснуть, но не может. Конечно, через некоторое  время он  может  просто  устать.  Но давайте  посмотрим, что будет дальше, если  он  будет  продолжать работать  в таком ЭНТУЗИАЗМЕ. Предположим, у него возникла идея:  "поехать в Африку на cафари ". И такой энтузиазм по этому поводу: "Так мне нужно сделать это, мне нужно сделать то", - человек планирует, что он будет делать, чтобы увидеть слонов, тигров... там всяких других животных.
      Но потом звонит какой-то приятель и говорит: "Ты знаешь, там такие москиты и, вообще, там свирепствует малярия. Тебе стоит об этом подумать сначала." И тогда он опускается  и попадаете в эмоцию  КОНСЕРВАТИЗМА.  Он начинает это воспринимать серьезно.  Идет к врачу, выясняет, что это там за болезнь такая.  А тот говорит: "Да-да, тебе надо взять с собой лекарства, чтобы защититься от этой малярии". И чем больше он вам объясняет, тем больше вам становится страшно. И  у него возникает такая мысль: "Да ну, там малярия, лучше я не поеду туда."
      Эти эмоции образуют шкалу. Обычно человек начинает жизнь, находясь высоко на этой шкале и потом,  падает все ниже,  ниже  и ниже. Чем больше противоусилия против  него  возникает,  тем  ниже  он опускается по этой шкале.
      Вот такая шкала (показывает ПОЛНУЮ ШКАЛУ ТОНОВ) здесь очень много уровней, вы можете, потом, прочитать эти названия, всех этих уровней.
      Вам может показаться, что эта ШКАЛА составлена случайным образом. Но Рон Хаббард обнаружил при работе в одитинге, что все эти уровни они идут друг за другом в определенной четко заданной последовательности. Если  вы сделаете  очень сильное, такое сильное,  большое усилие против человека, он очень быстро упадет по этой шкале.
      Например, человек входит в дом, он очень куда-то спешит, а притолока очень низкая. Он с размаху стукается об нее головой – и немедленно опускается, падает в самый низ шкалы,  падает и теряет сознание. Т.е. он немедленно приходит в состояние бессознательности. Это в районе АПАТИИ.
      А если вы этого человека посадите в  сессию  одитинга и  будете стирать этот инцидент и в сессии  он  будет  у вас  смотреть  на этот случай  снова,  снова  и  снова,  то сначала вы обнаружите, что в этом инциденте записано очень много апатии. Там как бы не  происходит  ничего особенного.  Вот  вы проходите его снова и снова, и через некоторое время человек начинает плакать по этому поводу. Он попадает в состояние ЖАЛОСТИ : "Почему я все время бьюсь головой об эти притолоки...!?"      Потом он немножко поднимается повыше. Он попадает в СТРАХ. Он говорит: "Господи! Я наверное еще раз могу удариться об эту притолоку!"
      Потом он начинает ЗЛИТЬСЯ по этому поводу: "Черт подери я переделаю все двери в своем доме. Не буду я больше ходить через такие двери." Чем больше вы с ним будете работать, тем выше он будет подниматься. Он когда-нибудь поднимется до СКУКИ, и может подняться даже до ЭНТУЗИАЗМА. Он  даже  может  начать смеяться  сам над собой: "Какой же я дурак, как же я так мог удариться. Каску мне, что ли, носить!" Т.е. он начинает шутить.
      Каждый человек может перемещаться по этой шкале вверх  или  вниз. На этой шкале очень много уровней,  если вы будете  в  процессе  жизни опускаться и подниматься по шкале,  то это не означает,  что на каждом уровне нужно задерживаться.  Иногда,  бывают такие  большие прыжки по шкале, иногда какие-то маленькие передвижения. Человек движется  по этой шкале...
      Эмоции можно условно разделить на плохие и хорошие. Такие эмоции как ЭНТУЗИАЗМ, ИНТЕРЕС - можно назвать хорошими эмоциями.  Есть более  низкие  эмоции  -  АНТАГОНИЗМ, СТРАХ, ЗЛОСТЬ, АПАТИЯ.
      Лично с моей точки зрения плохих эмоций не бывает.  Каждая эмоция хороша в каком-то смысле. Вся суть в том, применяет ли человек правильную эмоцию  в правильной ситуации. Если  кто-то  застревает на каком-то уровне эмоций, то это плохо.
      Вы можете подумать: "О, как классно быть все время в ЭНТУЗИАЗМЕ. Тра-ля-ля, тра-ля-ля". Я знаю такого человека.  Сначала я подумал: "Ох, какой у него высокий тон. О, какой классный парень. Вообще, какой приятный человек." А после двух-трех недель я уже терпеть его не мог. Просто ужасно.
      Тоже самое,  когда какой-то человек постоянно находится  в  горе. Если у кого-то умер какой-нибудь родственник, и человек попадает в горе - это совершенно нормально. Но если этот человек все еще находится в горе после прошествия двух месяцев? Вот вы ему говорите:  "Смотри, какая классная погода, пойдем погуляем. Смотри, на улице-то как хорошо!"  Он вам говорит: "Ой, нет. В последний раз, когда я гулял, я там гулял со своим папой. А папа умер..."
           Помню, когда я служил в армии,  был такой случай.  Там был  такой капитан. Мы сделали одну штуку, и он сильно обозлился по этому поводу. И он так орал на нас,  жестко так.  Как бы, все стояли слушали, как он орет, но почему-то ни у кого не возникло возражений по этому поводу. Все сказали: "Ну, да он прав, конечно". Но если бы он кричал...орал постоянно, то тогда у него не было бы ни одного друга среди нас. Важный момент в отношении эмоций состоит в том, чтобы  человек  был  свободен.  Чтобы его положение на шкале было свободно.
      Если человек застревает на каком-то определенном уровне,  это означает, что он до какой-то степени помертвел.  Эмоции - это жизнь. Чем больше эмоций вы проявляете, тем более вы живы.  Когда вы можете быть и в ЭНТУЗИАЗМЕ и  в  ПЕЧАЛИ,  и  в  1,1 (смех). Но у вас всегда есть возможность подняться из этого  состояния выше. Вот что важно.
      Я не знаю,  как это обстоит в России, но в Швейцарии, в обществе, есть  такое  отношение, что  человек  свои  эмоции  должен  подавлять, не показывать, не проявлять.
      Я  не знаю  принято  ли  в  России  показывать  злость,  например, в открытую (смех).
      ИЗ ЗАЛА: Можно.
      МАКС: В Швейцарии лучше никакой злости не проявлять (смех).
      ИЗ ЗАЛА: К психиатру сразу...
      МАКС: Просто там у людей такая общая реальность. Например, вот у итальянцев...Они очень любят показывать эмоции.  Они очень легко начинают веселиться,  проявляют злость,  впадают в антагонизм, или наоборот такой энтузиазм проявляют.
      В Швейцарии у нас много итальянцев.  Ну,  когда,  например, идет какой-нибудь чемпионат по футболу.  Лет десять назад Италия стала чемпионом мира.  Они все вышли на улицу, стали радостно кричать, весело махать руками. Если бы  Швейцария  стала чемпионом  мира по футболу, тоже была бы гулянка, но гораздо более скромная.
      Еще у нас есть такое представление об итальянцах: если у итальянца какая-то неприятность в жизни, он просто берет телевизор и выбрасывает в окно.  И он так и поступит скорее всего.  Но вот швейцарцы стараются особо не показывать эмоции. Если вам запрещено проявлять, скажем, злость, то это мешает вам передвигаться по шкале. 
      Например, если мальчику не позволять плакать, "чтобы он был "настоящим мужчиной",  то вы его фиксируете на этой шкале.
      Это можно  рассмотреть на примере одитинга какого-то инцидента с человеком в сессии. Вот у человека был какой-то случай, который вы собираетесь стереть в сессии. И человек в какой-то степени должен пройти через все эмоции по этой шкале. Если он не может находиться в ПЕЧАЛИ, то  он не может освободиться от этого заряда.  Он как бы упирается в этот уровень и не может  пройти  выше.  Вот, например, у вас ребенок, очень хороший пример. У ребенка что-то там случилось, что-то такое ужасное, он потерял  свою  любимую  игрушку.  И он впадает в ГОРЕ... может, даже в АПАТИЮ по этому поводу...так ему плохо. Вот он три дня там ходит,  бродит,  везде ищет: "Где же я потерял ее...?" – и не может найти. Если этому ребенку теперь позволить проявлять эту эмоцию, подраматизировать эту эмоцию, т. е. если ему хочется плакать, пусть поплачет по этому поводу. Не надо его останавливать, не старайтесь направить его внимание куда-то в другую сторону, на что-то другое. Не надо приходить к нему с мороженым: "Смотри какое мороженое!" Просто позвольте этому ребенку иметь свое горе и понять его. И тогда ребенок вскоре поднимется на следующую ступеньку в  отношении этого инцидента. Он впадет в ЖАЛОСТЬ по поводу этой игрушки, "бедненькой, бедненькой игрушки", которую он потерял где-то. Потом, он начнет БОЯТЬСЯ, что он "снова может потерять что-нибудь еще" или еще  что-нибудь такое. Потом, начнет ЗЛИТЬСЯ по  этому  поводу.  И  он  будет  двигаться вверх, вверх, вверх.
      Но мы живем в обществе.  Мы должны быть  "разумными"  людьми, поэтому в обществе обязательно найдется какой-нибудь человек, который подходит к этому ребенку: "Да, что тут за какая-то ерунда,... что тебе эта игрушка... Вообще  заткнись, перестань  тут орать,... пойдем лучше чем-нибудь другим займемся..."      Если вы позволите ребенку проявить эту эмоцию,  то  он поднимется вверх по шкале.  Я думаю,  что родители могут  убедиться  в этом  факте, если  посмотрят  на то, что  делает  ребенок. Два ребенка играют,  начинают ссориться,  начинают драться,  через пять минут смотришь на них – они спокойно играют опять вместе.
      ИЗ ЗАЛА: ...Или убили друг друга...  (смех)
      МАКС: Да, нужно, конечно, следить чтобы они не убили друг друга при этом. Ну я думаю, что если они смотрят вместе видик, то они не убьют друг друга.
      А что произойдет с человеком, если он не может пережить или прожить эмоцию, которая у него в данный момент есть? Вот,  например,  человек занимается бизнесом,  у него там  какие-то проблемы  возникают,  здесь  нужно что-то уладить,  там что-то уладить. Иногда очень даже адекватно при этом проявить злость по поводу  того, что происходит. У немцев есть поговорка: "проглатывать злость",  держать в себе,  "съедать ее". Он не может от нее избавиться, он не может ее высвободить, показать. Тогда  ему  приходится  в  конце каждого  рабочего дня идти куда-нибудь  к  речке,  брать  такой  вот  валун  и  бить  его, чтобы избавиться от этой эмоции, чтобы она вышла.
      Возможно, вы  сами  на себе наблюдали, что  если возникает  очень сильная злость, если у вас есть возможность избавиться от этой эмоции, что-то такое сделать - то, что вы хотите, то после этого  вы чувствуете себя гораздо легче. Например, если вы испытываете печаль по поводу чего-то, и у вас, действительно, есть возможность поплакать об этом, просто упасть на диван и плакать там часа два-три – сколько надо, то потом вы встаете и говорите: "Ну так, хорошо (со злостью). Попробую еще разок." Но если вы примете какую-то там таблеточку или просто заставите себя  не плакать, вы  просто  это, как бы, задавливаете в себе, и вы остаетесь на этом уровне - у вас нет возможности подняться выше. Эмоции нужно использовать.  Да, конечно, бывают такие случаи, когда нельзя их использовать. Как в том случае, вот с этим бизнесменом, он не может постоянно на работе орать, кричать, стучать по столу. Но, может быть, после работы ему стоит просто взять вечером велосипед и "оторваться "... Уехать и дать этой эмоции куда-то вылиться,  на что-то... Потому  что  иначе он будет приходить домой  и – выпивать водки.  Или  начнет  кричать  на  жену. Но это не поможет. Через  некоторое  время  он  просто  заработает  себе  язву желудка, если он не будет позволять своей эмоции выходить.
      ЗАПИСКА ИЗ ЗАЛА:  Какой надо сделать первый шаг,  если человек  годами находится в состоянии АПАТИИ...?
      МАКС: Если у вас есть человек,  который действительно находится в состоянии апатии. Если он в полной апатии, то это очень серьезное состояние. Если взять эту ШКАЛУ ТОНОВ, то можно увидеть, что здесь нулем – 0,0 –  обозначена СМЕРТЬ. Если  очень  сильно  надавить  на кого-то  и опустить его по этой шкале, то он умрет. Очень часто  случается так, что если живут какие-то пожилые люди, пожилая семья, и один из супругов умирает, и они достаточно старые, то второй  очень  скоро  умирает  после этого. Потому что это настолько сильно опускает его (второго супруга) по шкале тонов,  что у него пропадает всякое желание жить.
      Можно даже сказать, что вот эта ШКАЛА, эти ЭМОЦИИ очень сильно  воздействуют  на само тело человека. Если посмотреть на некоторых людей,  то у них все время  какое-то хорошее состояние,  они все время,  что-то делают. Они  не  особо следят за тем,  что они едят,  как они едят,  когда они едят. Но у них отличное здоровье и нет никаких проблем. А есть другие люди,  у которых все время какие-то  проблемы,  все время что-то болит, все время они едят  какие-то таблетки.
      Потому что если человек находится в очень хорошем тоне, у него очень много энергии и он оказывает на свое тело очень хорошее воздействие. И тело очень легко защищается от бактерий, вирусов и всяких других вещей, с которыми оно сталкивается. Если, например,  на него (на человека)  надвигается  какая-нибудь опасность, какое-то нападение, то он просто вступает в бой. И он не задумывается особо.  Он думает: "Нет,  это мне не нравится, я буду с этим бороться..."  Вступает в бой.
      А тот кто находится в апатии, он такого никогда не сможет сделать. К нему подходит бандит, говорит: "Давай мне твои деньги." Он и отдает без разговоров. Он не станет бороться, останавливать  его.  То  же  самое  в  отношении  болезней, бактерий,  вирусов.  Бактериям  гораздо  легче  бороться  с  человеком, который  находится низко на шкале тонов, потому что он не борется.     Может быть вы сами замечали, что когда вы опускаетесь очень низко по тону, то у вас возникает склонность заболевать. Это очень легко можно наблюдать на детях. Если, например, у родителей какая-то там жуткая ссора,  и окружение становится  для  ребенка очень-очень  опасным,  и  оно  опускает его по ШКАЛЕ, то очень большая вероятность возникает, что он просто заболеет. Так что когда вы видите человека, который находится в апатии, т.е. можно сказать, что в этом диапазоне, где-то между АПАТИЕЙ и ГОРЕМ.
      На ПОЛНОЙ ШКАЛЕ ТОНОВ внизу у нас следующие эмоции: АПАТИЯ - 0,5 ; БЕЗНАДЕЖНЫЙ - 0,7 ; ЖЕРТВА , САМОУНИЧИЖЕНИЕ; выше: НЕЗАСЛУЖИВАЮЩИЙ, еще выше -  ЗАГЛАЖИВАНИЕ ВИНЫ, потом ГОРЕ. Такой человек не будет бороться,  потому что он  уже сдался. Вы можете пойти,  наорать на него, приказать ему сделать что-нибудь, -  это никак на него не подействует. Вот он сидит в апатии,  вы к нему подходите, думаете: "Ему надо пойти погулять, спортом заняться, работу какую-нибудь себе придумать," - или еще что-нибудь такое. Вы можете прийти к нему, и расписать во всех красках, как это было бы здорово... И он скажет: " Угу."  И ничего не будет делать. Может, вы такое наблюдали.
      Или вы можете на него наорать: "Что ты сидишь тут безвылазно, давай пойдем, сделай что-нибудь!" Он посмотрит на вас и опять скажет: " Угу." Единственное, что можно здесь сделать, просто взять его и вывести на улицу,  например.  Его действительно нужно просто вытолкать.  С ним нужно что-то сделать. Его, может быть,  придется час толкать по улице, чтобы он шел куда-нибудь.  Через некоторое время,  возможно, он пойдет сам. Особенно, когда вы скажете: " Ну давай теперь повернемся и пойдем домой."  (смех) Можете это даже на себе пронаблюдать,  когда вы попадаете в такое состояние, когда вы опускаетесь по тону и думаете: "Ну, что же я теперь могу сделать? Ничего не поделаешь…" По той или иной причине вы попадаете в апатию.
      У вас, у самого, на самом деле есть собственная возможность поднять себя по шкале тонов. Используйте тот же самый метод. Наденьте кроссовки, спортивный  костюм и идите куда-нибудь на улицу, побегайте, погуляйте, попрыгайте.
      Вот вы выходите, проходите 20 метров и говорите: "Господи, я не могу больше."  И вы начинаете тогда себя пихать. Просто говорите себе: "Ну ладно я как-нибудь сейчас попробую пойти." А тело говорит: "Не, я не пойду." И вот, может быть, через километр или через два километра, оно вдруг начинает  как-то  даже  само идти.  И вы вдруг начинаете испытывать какое-то удовольствие от того, что вы делаете. И вы приходите домой, а у вас уже другое состояние: "Так, я сейчас приму душ...так, что-нибудь приготовлю себе поесть.." - еще что-нибудь. Т.е., что-то изменилось.
      Но сначала нужно сделать так, чтобы провести этого человека через это состояние. Так что если есть какой-то человек, который находится в апатии, и у вас такая цель - поднять его, то  может  быть  вам придется "через всю Сибирь проходить с ним". (смех)  На самом  деле сейчас есть лучшие методы. Хотя даже это сработает. Есть такие процессы, которые специально направлены на преодоление вот такой инертности - они  называются ОБЪЕКТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ. Они очень сильно помогают.
      Давайте посмотрим на следующий, более высокий уровень, этой ШКАЛЫ. Потому что эту шкалу можно разделить на части, на диапазоны.
      Следующая  часть  шкалы - это от ГОРЯ  от 0,5  -  до  примерно  2,0  - это АНТАГОНИЗМ. На этом участке есть такие эмоции: чуть выше ГОРЯ - ЗАДАБРИВАНИЕ - СОЧУВСТВИЕ - ОЦЕПЕНЕНИЕ - УЖАС - ОТЧАЯНИЕ - СТРАХ - БЕСПОКОЙСТВО - СКРЫТАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ - НЕВЫСКАЗАННОЕ ВОЗМУЩЕНИЕ - ОТСУТСТВИЕ СОЧУВСТВИЯ - ВОЗМУЩЕНИЕ - НЕНАВИСТЬ - ГНЕВ - БОЛЬ - ВРАЖДЕБНОСТЬ - АНТАГОНИЗМ.
      Есть еще третья часть, о которой я сначала хочу рассказать. Это часть, которая от 4,0 идет до 2,0.  Начиная с ЭНТУЗИАЗМА и дальше вниз: - РАДОСТЬ  -  СИЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС  -  КОНСЕРВАТИЗМ - УМЕРЕННЫЙ ИНТЕРЕС - УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ - НЕЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ - СКУКА – СЛАБЫЙ ИНТЕРЕС.
      Та граница, которая находится в районе 2.0 это граница, которая относится к разуму, к разумности человека.
      Диапазон с 2.2 до горя (здесь он изображен как эмоция) можно назвать эмоциями.
      У меня есть очень интересный опыт по поводу этих эмоций, особенно по поводу эмоций из диапазона разума и эмоций из диапазона собственно эмоций.
      С людьми, которые находятся в диапазоне между 2.2 и 4.0, то есть в диапазоне разума, очень легко работать посредством разума. Вы можете им что-то объяснить и они это поймут.
      Вопрос : Что такое 2.2, что это за эмоция?
      Ответ : Никакой эмоции, это просто граница. Просто произвольная линия.
      Может быть, у вас тоже был такой опыт, когда вы приходили к какому-нибудь своему другу и хотели ему что-нибудь такое интересное рассказать, объяснить и вы были уверены, что это настолько интересно, что ему тоже это понравится, что он тоже захочет этим заниматься. Но он вас выслушает и ничего не сделает. Вы разочаровываетесь, начинаете думать “вот, что за черт, не понимаю, что происходит”.Теперь рассмотрим диапазон между 2.2 и горем. Собственно говоря, это эмоции. С человеком, находящемся в этом диапазоне, легче всего работать с помощью эмоций. Вы можете действительно затронуть таких людей или создать какой-то эффект только если вы будете кричать или проявлять какой-то антагонизм или 1.1 или еще какую-либо эмоцию из этого диапазона.
      Иногда вы смотрите на некоторых людей и удивляетесь, каким странным идеям они отдают свою жизнь. Посмотрите хотя бы на эту войну в Сербии. Я не могу сказать, что там, в этой войне, очень много разума. С обеих сторон нет никакого разума. Это просто какое-то глупое, идиотское поведение с обеих сторон.  Тем не менее,  люди туда едут и воюют. Или если посмотреть  на  последнюю  мировую  войну. На самом деле, там никакого разума не было в этой войне,  ничего разумного.  Однако люди шли  на войну и воевали. Давайте вспомним Гитлера. Он находился на уровне 2,0 - т.е. в АНТАГОНИЗМЕ. Он все время орал, визжал на немцев: "Ва-ва-ва!" (изображает Гитлера  "как в хронике") И кричал: "Нужно сделать вот это, вот это, вот это.."  Они ему отвечали: " Да! Да! Да!"  И делали, что он говорил.
      Вы могли даже на своем примере наблюдать, что если на какого-то человека наорать, эмоцию на него излить, то он скажет: " Да, да, да, хорошо! Я это сделаю." Перед этим вы ему объясняли, зачем это нужно делать, приводили разные доводы, спорили, потом, наконец, вам это надоело. Тогда вы просто берете и начинаете на него орать: "Ну-ка, пойди и сделай это!" А он: "Да, да, конечно - я пошел!"  И он это делает, но не потому что вы его убедили. Просто вы с помощью эмоции сделали так, что до него дошло.
      ИЗ ЗАЛА:  Конечно, достали его! (смех)     
      МАКС: Посмотрите,  например, на политику. На кого-нибудь из политиков, или например, на выборы. Очень редко случается так, что люди голосуют за человека,  у которого есть какие-то  хорошие  идеи.
      Обычно выбирают в правительство тех людей, которые лучше всех орут по телевизору: "Эти плохие, эти хорошие. Надо сделать то, надо сделать это.."  Кто громче всех орет, того и выбирают.  (смех) А если появляется человек, у которого действительно есть "царь в голове", начинает объяснять и показывать, как нужно вести дела в стране, то люди просто не слушают его. (смех)
      Это та часть шкалы,  которая относится к эмоциям. В более высоком диапазоне - вы можете человеку что-то объяснить. В средней части - вам нужно использовать  какие-то эмоции, чтобы воздействовать на человека. А в следующем, более низком диапазоне - вам нужно применять управление.
      Возможно, вы сами наблюдали, что  когда  вы попадаете в какое-то плохое состояние, то проще всего, когда кто-нибудь подходит и пинает вас "под зад", и заставляет что-то делать. Иногда, возможно вы даже – есть ли у вас такой опыт? –  когда вы что-то сделали, а потом удивлялись, зачем вы это сделали? А на самом деле другой человек применил к вам эмоцию и тем самым заставил вас это сделать. Особенно часто такого рода игры  происходят  в  отношениях  между мужчинами и женщинами.  Мужчина или женщина просто применяют какую-нибудь эмоцию и это выглядит...(кокетливо) "Да, интересно он сделал..." Так ведь?! Иногда это очень интересно выглядит, например есть такая эмоция, которая 1,1 СКРЫТАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ и 1,2 - называется ОТСУТСТВИЕ СОЧУВСТВИЯ. Иногда очень занимательно смотреть на то, как некоторые женщины,  которые находятся на этом уровне, применяют это в жизни. Это такая эмоция, которая на самом деле мне совсем не нравится. Я просто поражен, какому количеству мужчин эта эмоция нравится. Это некий имидж "ледяной вампирши", женщины-вамп, она  такая  холодная, неприступная. Если понаблюдать за этим, то можно заметить, что они очень популярны, такие женщины.
      Есть всякие другие эмоции, на которые женщины и мужчины проявляют определенные реакции. Это очень интересно,  за этим стоит понаблюдать.
      Давайте перейдем к другому аспекту этой ШКАЛЫ.  Как поднять человека по ШКАЛЕ ТОНОВ?  Допустим, вам встретился человек, который находится  в каком-то  низком  состоянии  по  ШКАЛЕ  ТОНОВ,  т.е.  это у него не хроническое состояние,  а просто он по той  или  иной  причине,  он просто опустился по ШКАЛЕ ТОНОВ, ему было плохо. Например, если человек просто по какой-то причине упал в ГОРЕ или  АПАТИЮ.  Некоторые  могут подумать, что нужно подойти к нему в таком ЭНТУЗИАЗМЕ -  и тогда его можно будет поднять по тону, что надо  прийти  к нему   и  сказать:  (с энтузиазмом) "О,  давай пойдем, сделаем то, сделаем это!"
      Он будет так сидеть, а потом он скажет: (в апатии) " Ну иди, да делай". Потому что для него тут слишком большая  дистанция.  Слишком  большое расстояние по шкале.
      На самом деле, вы должны быть ближе к нему. Т. е,. если, например, человек  находится в АПАТИИ, то гораздо более подходящим уровнем для вас будет СОЧУВСТВИЕ. Вы к нему подходите и говорите: " Ох, ты бедняжечка..." Начинаете ему расписывать, как ему плохо, как вам жалко его, начинаете ему всякую помощь предлагать, от которой он, конечно, не собирается отказываться... Он поднимется до ГОРЯ, начнет плакать... потом он позлится на вас... тогда вы поднимаетесь чуть выше - до АНТАГОНИЗМА. И вам нужно находится достаточно близко к его уровню, но чуть выше. Когда вы видите, что он поднимается по тону, вам нужно тоже, соответственно, подняться. И тогда вы его, как бы, вытянете оттуда.
      Это действительно работает. Вы должны действительно принять эту эмоцию. Суть не в том,  что вы должны постараться сыграть эту эмоцию, как актер. Вы  действительно должны  прийти  в эту эмоцию, и чувствовать, ощущать и проявлять эту эмоцию.
      Я помню случай из своей жизни,  когда я  по какой-то причине упал по ШКАЛЕ ТОНОВ. Был там, в ГОРЕ, у меня все было плохо. Пришла Эрика, в каком-то таком тоне типа 1,1 (СКРЫТАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ) или что-то вроде этого, я на нее так обозлился... Ей здорово удалось тогда меня вытащить вверх. Потом я долго смеялся.
      Но эта способность - поднимать человека по ШКАЛЕ ТОНОВ - очень сильно зависит от того,  насколько вы свободно перемещаетесь  сами  по этой ШКАЛЕ.  Очень часто у человека бывает тенденция застревать на определенной эмоции.  Это у него  как бы  любимый уровень эмоций.  Кто-то  любит  находиться  в СКУКЕ,  кто-то  в ЗЛОСТИ, кто-то в КОНСЕРВАТИЗМЕ. И он ничего не предпринимает, чтобы изменить свое эмоциональное состояние. Но ВАМ нужно научиться испытывать эту эмоцию как свою собственную. Тогда вы будете чувствовать себя гораздо более живым.
      И я еще  хочу  обратить  ваше внимание  на то, что люди, которые находятся в очень плохом состоянии, очень часто жалуются, что они потеряли способность ощущать какие-либо эмоции. Те люди, которые провели многие годы в психиатрических клиниках, находясь в АПАТИИ, говорят: " Ну, я был бы очень рад, если бы мне  еще хотя бы раз в жизни удалось бы почувствовать ГОРЕ." Вы сначала  на него  смотрите и думаете: "Он что - сумасшедший?" Может быть, это и так.  Но  на самом деле  людям нравится иметь эмоции.
       Одитинг состоит из стирания инцидентов, содержащих тяжелые эмоции. Он освобождает человека от фиксированных  состояний  в  отношении эмоций. То же самое может произойти на  ОБЪЕКТИВНЫХ ПРОЦЕССАХ, которые я недавно упоминал. При проведении этих ПРОЦЕССОВ  человек иногда может попасть  в состояние зафиксированной эмоции, какой-нибудь конкретной. На самом деле вы будете стирать те эмоции,  которые этому человеку давным-давно следовало бы стереть, избавиться от этого. Например, в  детстве он потерял игрушку. Он  был  в ГОРЕ  по этому  поводу,  но  ему не позволили его проявить. Сам он уже давно забыл. Может быть, даже в сессии он не вспомнит об этом.  Но  вы  даете ему освобождение - РЕЛИЗ на этой эмоции.
      Или, например,  вы находите инцидент,  в котором он потерял  маму или жену, и стираете этот инцидент. Вы освобождаете его от заряда, вот этого низкого УРОВНЯ ЭМОЦИЙ. 
      Одитируя, я снова и снова удивляюсь,  когда вижу, насколько долго могут люди  фиксироваться на таких  эмоциях,  насколько  долго  это  может  сохраняться  в жизни человека. Если взять человека лет тридцати-сорока, объяснить ему, что такое ДИАНЕТИКА и как при помощи Дианетики можно стирать всякие плохие случаи из прошлого, и потом  задать  ему  вопрос, терял ли он что-нибудь когда-либо. Или женщина вам скажет: "Да, я помню, однажды у меня был парень и он меня покинул". Вы начнете ее проводить через этот случай, а  это было 20  лет назад - и она начинает рыдать в сессии, как будто это случилось вчера. В такого рода эмоциях человек застревает, фиксируется. Если вы поможете ему оттуда выбраться, то он будет значительно свободнее передвигаться по ШКАЛЕ - вверх и вниз.
      Есть еще один способ:  вы можете  взять ШКАЛУ ТОНОВ, которая здесь изображена от 0,01 и до 4,0. Надо начать с уровня 0,01, с УМИРАНИЯ, и попытаться войти в эту эмоцию, почувствовать на себе, так, как будто вы находитесь на этом уровне. Потом взять уровень повыше, лучше конечно делать это с напарником. Сначала один человек изображает,  потом другой, и так подниматься  вверх. Сначала, когда вы  начнете это,  эти  эмоции  будут казаться  чем-то  таким  далеким, непонятным.  Чем больше вы будете выполнять это упражнение,  тем легче вам будет входить в эту эмоцию. И вы будете обнаруживать,  что в какие-то эмоции  вы  будете  входить очень легко, а какие-то эмоции будут для вас чем-то чуждым, что вы не можете принять, не можете войти в эту эмоцию. Но чем больше вы будете это упражнение выполнять,  тем больше вы будете обретать свободы. 
      Иногда  мне говорят:  для того, чтобы разозлиться, нужна же какая-то причина, (смех)  а иначе как же разозлиться? Вовсе нет. Совсем нет. На самом деле можно по собственному определению выбрать эту эмоцию и сказать:  "А сейчас я буду  злым".  И сделать это. Для этого требуется, конечно, некоторая тренировка, но через некоторое время вы научитесь это делать. И получите большую пользу.
      Если вы, действительно, можете  свободно  проявлять  эти  уровни эмоции, вы  можете  применять их там,  где необходимо, без  какой-либо задержки. Если кто-либо умирает, вы действительно можете печалиться по этому поводу.  Вы не боитесь показать свои слезы и не будете прятаться от кого-то, забиваясь в угол.
      Или например, кто-то вас спровоцирует, вы чувствуете что начинаете злиться. Он продолжает вас провоцировать. Вы чувствуете,  что прямо начинаете закипать. Он продолжает вас провоцировать, вы начинаете краснеть, но ничего не показываете... Он продолжает... Тогда случается взрыв... И тогда вы уже совсем не можете себя контролировать.  Просто начинаете хватать все, что под руки попадется, ломать, крушить, кидать в него - это похоже на торнадо.  Просто крошите в порошок все, до чего можете дотянуться.
      А если человек действительно может обладать этой эмоцией и кто-то его провоцирует, и он чувствует, что начинает злиться - он просто берет и кричит на этого человека. Он начинает орать на него, и тот говорит: "Да, да. Конечно, конечно!" (с испугом) Через две минуты у вас уже все в порядке, вы опять остыли. Но если вы будете накачивать, накачивать, накачивать (внутрь себя показывает) эту эмоцию, без возможности ее как-то проявить, излить, то тогда у вас возникнет проблема с самим собой. Так что если вы обладаете свободой в отношении этой ШКАЛЫ, жить вам гораздо легче.
      Очень часто люди думают,  что СКРЫТАЯ  ВРАЖДЕБНОСТЬ - это очень плохая такая эмоция. Вовсе нет. (смех) Просто не стоит в ней оставаться долгое время.  Здесь на самом деле та же  самая проблема, что и со злостью.  Кто-то вас начинает провоцировать, провоцировать... вы начинаете себя вот так (не подает виду, сдерживается): "Ха-ха-ха". Потому что если вы не можете жить этой эмоцией,  не можете позволить этой эмоции возникнуть, то происходит вот что: вы  немедленно сваливаетесь на уровень ниже этой эмоции,  или даже на  несколько уровней ниже. Если у вас нет возможности просто выйти, наорать, постучать кулаком,  то вы начинаете опускаться ниже,  ниже, ниже...  Вы опускаетесь.
      Если вы не можете быть в ГОРЕ, вы опускаетесь ниже, вы опускаетесь до АПАТИИ. Если вы  не можете  проявлять  ЭНТУЗИАЗМ,  вам  не позволяют этого делать, тогда вы опускаетесь в КОНСЕРВАТИЗМ. Понимаете, как это работает? Вы не поднимаетесь вверх,  вы опускаетесь  вниз.  Так  что  лучше уметь жить этой эмоцией.
      Тут несколько вопросов.
      ВОПРОС: С какого ТОНА начинать разговор с пострадавшим  человеком, чтобы исключить гипнотическое внушение?     
      МАКС: Я бы не стал здесь говорить о гипнозе,  если человек травмирован, пострадал от чего-то и находится в таком состоянии. Просто не стоит с ним разговаривать, не нужно шуметь вокруг него. Потому что, на самом деле,  он находится  где-то  в диапазоне АПАТИИ, и у него очень сильно работает РЕАКТИВНЫЙ УМ - он записывает практически все, что происходит вокруг. На самом деле это не имеет особого отношения к эмоциям. Это скорее имеет отношение к РЕАКТИВНОМУ УМУ.
      ВОПРОС: Муж провоцирует жену. Она десять лет терпит издевательства. Потом, однажды, она, в порыве злости, хватает нож и убивает его. Может ли это быть примером неправильного отношения к эмоциям?
      МАКС: Когда человеку долго, долго запрещают проявлять эмоцию, он задавливает в себе какую-то эмоцию, он терпит, терпит, терпит, то есть большая вероятность, что в какой-то момент это все взорвется и выйдет наружу. Это, кстати, очень интересный фактор.
      У меня  была однажды  такая  возможность:  я  разговаривал с человеком, который охраняет заключенных в тюрьме.  Он мне рассказал интересную вещь. С теми, кто кого-то убил, с убийцами очень легко в тюрьме  общаться. Они,  в общем,  доброжелательные  такие,  спокойные, (смех) практически все. Потому, что они действовали в состоянии  аффекта.  На самом деле они по большей части совершенно нормальные люди,  просто им не позволяли проявлять определенную эмоцию, и в определенный момент это взорвалось, и они перестали себя контролировать и совершили что-то такое. А те люди, которые  попадают  в  тюрьму  за  какие-то  денежные махинации или за грабеж, в тюрьме с ними гораздо труднее общаться, работать и так далее. Такие люди, как грабители, воры - они находятся в зафиксированной эмоции. Они все время стремятся напасть, причем как-то так подло. И с ними очень трудно работать.
      ВОПРОС: Может ли ТОН 40 быть врожденным, хроническим ?  (смех)
      МАКС: Нет. Это совсем другой предмет, другая тема.
      ВОПРОС: У меня вопрос. Допустим человек что-то делает и натыкается постоянно на какое-то препятствие.  И это его опускает по  ТОНУ. И он перестает это делать.  Через  некоторое  время поднимается. Снова начинает что-то там делать, опускается потом еще ниже, поскольку у него не получается. И есть ли какая-нибудь технология по отношению к конкретному  случаю, чтобы подняться по тону до такой степени, чтобы не было такого эмоционального прессинга?
       МАКС: На самом деле как раз в одитинге  исправляют последствия таких поражений, провалов. Что бы человек в жизни ни делал,  на самом деле это до какой-то степени игра. Человек либо побеждает, либо проигрывает.
      Например, вы идете,  хотите поступить на новую работу.  Вы  идете на собеседование. Всегда есть два вероятных исхода: либо вы получаете эту работу, либо нет.  И если вы это  делаете  раз тридцать, и каждый раз не получаете работу - то каждый раз, проигрывая, вы падаете немножко ниже (по тону). И когда, уже - в 31-ый  раз - вы идете получать работу, вы думаете: "Нет, сейчас меня опять выгонят отсюда ...так что, в следующий раз уже не пойду, не буду больше пробовать..."
           И в одитинге вы как раз работаете вот с этими маленькими потерями. Есть несколько методов, чтобы с этим справиться.  Каждый раз, когда  человек что-то проигрывает или теряет что-то,  это создает эффект в его уме.  Если это маленькое воздействие, если  это  какая-то маленькая потеря,  то с ней справиться достаточно легко, и человек поднимается по тону снова. Можно, как бы, провести такой ПРОЦЕССИНГ: "Вспомни, как ты поступал на работу." Он вам начинает говорить:  " Вот, да, я пошел там в такую фирму, хотел устроиться на работу, но меня оттуда почему-то отправили. Потом в другом месте,  там на меня вообще наорали, сказали "что за идиот вообще пришел"...А в другом месте мне сказали, что у меня за дурацкие древние сертификаты, которые уже не действуют..."
      И у него появляется возможность избавиться от всего этого, включая эмоции. Если все это потом, стереть, то человек может с новым энтузиазмом,  с хорошим настроением пойти и попробовать еще раз. И вероятность получить эту работу будет гораздо выше, потому что человек приходит с энтузиазмом: "Да, вот у меня вот такая квалификация, хотел бы получить эту работу." А если прийти вот с таким видом (несчастный,жалкий вид)... и сказать: "Я хотел бы в шестьдесят шестой раз попытаться устроиться на работу". Вас вряд ли возьмут.
      Там еще был какой-то вопрос, про тон 40, я на него ответил ?
      ИЗ ЗАЛА: Да.
      ВОПРОС: Опускание по тонам вниз - не является ли это проявлением НЕКОНФРОНТА?
      МАКС: Да, конечно.  У  нас, в  Саентологии, есть  очень  много  материалов и можно посмотреть и увидеть, что эмоции влияют на все стороны жизни. Например, человек, который по большей части находится в хорошем тоне, на высоком уровне, как правило, живет в гораздо более хорошем физическом окружении. Человеку, который находится высоко по тону,  дпже гораздо больше даже везет, чем тому, кто низко по тону.
      Даже есть такая вещь - я когда это первый раз прочитал, меня это в некоторой степени насмешило. Если человек находится низко по тону от него плохо пахнет.  У меня есть собственный опыт по этому поводу. Когда я, например, действительно боюсь чего-нибудь - в СТРАХЕ, мне очень тяжело что-то  конфронтировать -  я начинаю  чувствовать,  что  как-то от меня попахивает. Причем ничего не помогает,  можно поменять  одежду  и  все равно будет запах. Это очень интересно. Есть очень много всяких разных вещей, которые связаны с этими уровнями эмоций.
      ИЗ ЗАЛА: Все животные, особенно собаки, чувствуют когда человек   боится.
      МАКС: Конечно. (смех) Они могут это чувствовать по запаху.
      ВОПРОС: Я такой интересный случай расскажу, по поводу поднимания по ШКАЛЕ ТОНОВ. Расскажу случай  с женой моего студента. Жена одитировалась неделю, была постоянно в ГОРЕ, что-то плакала, он (муж-одитор) ее никак не мог поднять по ШКАЛЕ ТОНОВ.
      Потом, как-то раз, пришел домой, она там сидит, слезы вытирает, и он изобразил натуральное горе. Он начал рыдать там, драматизировал. Так что он опустился ниже ее по Шкале  тонов.  Она  достаточно быстро поднялась до СТРАХА, да.  Она  испугалась, что  ее  муж ревет, и начала его  поднимать  по  тону.  И  они  достаточно  быстро   вылезли оба.(смех) Как это - прокомментировать? Человек становится более живым,  когда  видит, что другому человеку еще хуже, то он начинает его вытаскивать.
      МАКС: На самом деле люди гораздо чаще общаются посредством эмоций, чем  посредством мыслей. Эмоцию можно просто почувствовать. Иногда трудно определить ее, что это, но вы ее чувствуете. Кто-то подходит к вам, и вы чувствуете, что что-то не так, происходит что-то не то.  Просто вы внешне ничего такого не видите, вы просто чувствуете.  Это может быть высокая эмоция или низкая, но вы ее чувствуете.
      Эмоции в какой-то степени заразны. Если какой-то человек находится в  ЭНТУЗИАЗМЕ,  действительно, в настоящем энтузиазме,  то люди,  которые подходят к нему, они тоже вскоре попадают в ЭНТУЗИАЗМ. А если там похороны, все там плачут, рыдают, вы приходите и очень скоро становитесь тоже таким.
      ВОПРОС: Если человек находится в каком-то низком хроническом тоне, насколько эффективно поднять его по ШКАЛЕ ТОНОВ без одитинга? Тут пример приводили, как поднимать по Шкале тонов без ПРОЦЕССИНГА. Эффективно ли это вообще делать, если человек находится в хроническом тоне?
      МАКС: О, да, конечно.   Все, что мы делаем в Саентологии на самом деле можно свести к тому, что мы поднимаем человека по ШКАЛЕ ТОНОВ. У нас есть хронический эмоциональный уровень,  но  так же есть  какие-то  определенные эмоции по  отношению  к каким-то конкретным людям, конкретным предметам, конкретным материалам.
      Например,  когда  человек  думает о том, как он проведет отпуск с кем-нибудь, он говорит: "О, да, да!" - с таким  ЭНТУЗИАЗМОМ. А когда, вы начинаете говорить с ним о работе, он говорит: " Да ну на фиг, пойдем лучше пивка попьем." ( НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН ) А когда вы начинаете разговаривать с ним о его жене: "О, да я уже понял в чем там дело, я уже разобрался". ( СКУКА ) В  жизни  есть  очень  много разных  вещей, и к каждой из них человек,  в принципе,  способен испытывать какую-то определенную эмоцию.
      Если вы,  например,  возьмете человека,  посадите его в сессию и начнете с ним говорить о его жене.  Он будет сначала злой, а потом он начнет  постепенно  подниматься выше, выше, выше...  и постепенно вы справитесь с такими вещами.
      Или вы начнете говорить с ним о велосипеде, который у него много лет стоит сломанный и он его не ремонтирует. Он его куда-то там засунул: "Да, ну его. Ну его к черту, что-то там сломалось". Если вы поработаете  с ним, то у него  может  возникнуть такая идея: "Может быть, мне его отремонтировать!?" И  потом – смотрите - он  уже что-то делает, ремонтирует велосипед.  Но сначала нужно поднять его эмоциональный уровень, в отношении этого конкретного велосипеда. Вы просто определяете, на каком уровне он находится по отношению к определенному предмету, и поднимаете его. Это на самом деле все, что мы делаем.
      Вовсе не обязательно у человека потом останется такое желание - обладать велосипедом. Он может просто посмотреть и скажет:  " Ну просто старый велосипед, он мне еще от отца остался, у меня такие чувства по отношению к этому велосипеду... Ну,  я его оставлю."  Потом, он просто берет его и куда-то там убирает. Т. е., у него просто появляется свобода выбора,  что с этим велосипедом делать. Он может его выкинуть, а может оставить.
      ВОПРОС: Как связан эмоциональный уровень, эмоциональный тон  человека с уровнем его осознания ?
      МАКС: В какой-то степени эта связь есть. Есть какая-то связь между эмоциями и уровнем осознания, но нельзя сказать, что такая вот эмоция соответствует такому-то уровню осознания. Потому что, как я уже сказал, в жизни есть очень много всяких разных предметов, всяких вещей, по отношению к которым человек может иметь определенное осознание и определенный уровень эмоций.  НО: по отношению к какому-то  ДРУГОМУ предмету у него будет ДРУГОЕ осознание и ДРУГОЙ уровень эмоций.
      ВОПРОС: Т. е., буквально, человек может быть, например, в высоком тоне, но уровень осознания маленький ? Или наоборот, скажем ?
      МАКС: Я бы не сказал ТАК. Я бы сказал так: что есть некоторые вещи, в отношении которых у него очень хорошее осознание. А есть у него в жизни какие-то вещи, в отношении которых у него низкое осознание. И те вещи, которых он не осознает - он действительно может находиться в АПАТИИ по отношению к этим вещам. А какие-то вещи, которые...  например, компьютер какой-то, с которым он все время работает - он имеет очень  высокое  осознание, очень высокий интерес к этой вещи.  А все другие части жизни он вообще не осознает, их как бы НЕТ. Нельзя разделить это абсолютно.
      ВОПРОС: Если посмотреть на ШКАЛУ ТОНОВ, то там внизу с человеком можно общаться на уровне УСИЛИЯ, потом ЭМОЦИИ, потом РАЗУМА, а вот наверху? И понимают ли те люди, которые ниже, то, что наверху. Или те, что совсем низко, этого не воспринимают?
      МАКС: Обычно люди как бы не чувствуют этого. Для них эти уровни слишком высоко, они вне их реальности. Нужно найти уровень реальности этого человека.
      ВОПРОС: Бывает такое,  что знакомишься с человеком, и он  тебе не нравится. Ты пытаешься найти что-то в нем хорошее, но он что-то не нравится - и все.
      МАКС: Это, действительно, может быть связано с эмоциональными уровнями. Когда они далеко друг от друга находятся, то не трудно наладить контакт.
      ВОПРОС: Чем выше тон,  тем выше ВЫЖИВАНИЕ,  да? Ну, а как же тогда Хаббард - поднялся высоко по  тону,  в  том плане, что выживание у него было, и все же ...?
      МАКС: На самом деле он выживал достаточно хорошо.
      Я сейчас просто выскажу СВОЕ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ.
      У меня например, нет НАМЕРЕНИЯ дожить до ста лет. Совершенно нет у меня такого намерения. Иногда мне нравиться побыть ребенком. Делать то, что мне нравится, и не иметь никакой ответственности ни за что. Дело здесь не в каких-то там эмоциях. Это вопрос ИГРЫ.  Когда вы играете в ИГРУ,  а жизнь является игрой. Каждый человек имеет право прекратить эту игру, выйти из игры.
      Например, человек работает на какой-то работе. Ну не знаю, у него какая-то там работа... Он, например, считает таблетки на фабрике.  Кто-то там подходит и говорит: " Ну как, лет пятьсот сможешь проработать?" У вас просто начинает  крыша  съезжать.  Каждый  человек имеет право выйти из ИГРЫ.
      Я очень легко могу его понять, когда он говорит: "Я сделал Саентологию. Я сделал свою работу, а теперь я использую свое право выйти из ИГРЫ".
      Именно это он и сделал.  И это его право.  Каждый  человек  имеет право выйти из ИГРЫ. У него есть право уйти с работы, у него есть право уйти даже из Саентологии.  Это самая большая ошибка, может быть, которую делает церковь Саентологии. Очень часто можно услышать, как они высказывают такие мысли, что если уж человек стал  саентологом, то это навечно, навсегда. И что если вы саентолог, то должны быть заняты только Саентологией, больше ничем кроме этого.
      Но если у человека отобрать это право,  тогда он  превращается  в раба.
      ВОПРОС: Вопрос тогда уже по этой теме. Выходит, что религиозные группы, практикующие самоубийство,  и сама попытка самоубийства -  это попытка выйти из ИГРЫ?
      МАКС: Нет, нет, нет. Обычно самоубийство - это просто проявление разрыва АРО.  Просто означает, что у человека произошел какой-то разрыв и у него возникло такое желание - "все это закончить". Дело тут даже не в том, РЕЛИГИОЗНАЯ эта группа или НЕТ. На этой планете очень много МЕХАНИЗМОВ, которые используются для ПОДАВЛЕНИЯ людей. Мы имеем дело с проявлением одного из таких механизмов. Вот и все.
      СПАСИБО.
Союз образовательных сайтов
Данный сайт представляет собой частную инициативу и никак не связан c Международной церковью саентологии (Church of Scientology International), Церковью духовной технологии (Church of Spiritual Technology), Центром религиозной технологии (Religious Technology Center), Библиотекой Л. Рона Хаббарда (L. Ron Hubbard Library) и любыми другими структурами, имеющими к ним какое-либо отношение (такими как Нарконон, Гуманитарные центры Хаббарда, Прикладное образование, Криминон, Центры «Дианетика», Хаббард-колледжи и другие)
САЕНТОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ
Поиск по сайтам Организаций Рона